Создание любого сайта требует приложения значительных усилий. Разницы нет, хотите вы лендинг или многостраничный сайт услуг, собираетесь заказать сайт в Москве или в небольшом региональном центре — сделать эффективный сайт не просто.
Условно можно разделить процесс разработки сайта на три основных этапа: 1) сбор информации, 2) создание сайта, 3) оптимизация. Подробнее о каждом этапе в нашей статье.
Создание любого сайта начинается со сбора информации: анализа ниши, изучения бизнес-процессов, ваших клиентов и конкурентов. Это самый объёмный этап, от результатов которого зависит судьба проекта. Если вы выступаете заказчиком сайта, то ни в коем случае не игнорируйте этот процесс и старайтесь принять в нём активное участие.
1. Оцените сайты прямых конкурентов в вашем регионе, а также веб-ресурсы похожих компаний в России и за рубежом. Важно всё: цвета, дизайн, структура, манера подачи информации, иллюстрации, способы коммуникации, наличие блога и прочие нюансы. Фиксируйте всё лучшее, делайте скриншоты или заносите данные в таблицу.
2. Проведите «мозговой штурм» в компании, найдите и сформулируйте ваши конкурентные преимущества. Не бойтесь спрашивать об этом своих клиентов — они же за что-то вас любят :-)
3. Определите и разделите по категориям вашу целевую аудиторию: от гендерных и возрастных, до стоимости чека и социальной активности. Каждый сегмент вашей аудитории должен быть проработан сценариями покупки или заказа услуг.
4. Установите цели и задачи, которые должен решить сайт.
Цели могут быть самые разные:
5. Важно знать, с помощью каких поисковых запросов пользователи ищут информацию о вас и ваших услугах. Для этого нужно собрать сотни слов, словосочетаний и фраз, а затем разделить их по смысловым категориям и группам (кластеризовать).
6. Кластеры запросов — это каркас вашего будущего сайта. На его основе проектируется структура веб-ресурса, ориентированная на решение вопросов пользователя. Важно сделать конструкцию проекта максимально понятной и простой в использовании.
7. Аналитические данные, понимание задач и аудитории проекта, позволяют оценить технические ресурсы, необходимые для создания сайта: выбор системы управления сайтом (CMS) и хостинга.
Теперь, когда вы знаете для кого и чего сайт, какая у него должна быть структура и на какие вопросы клиентов он должен отвечать, можно приступать к созданию сайта.
1. Создание сайта начинается с проработки технического задания. В него входят основные требования, выдвигаемые к проекту: что должен содержать ресурс, какие страницы на нём должны быть, какие цели и задачи он будет решать. Хорошее техзадание — это максимально детализированный документ, без обтекаемых формулировок и невнятных описаний.
2. На основе техзадания создаётся прототип сайта. Его задача — показать схематичное расположение всех элементов, блоков с информацией, а также сделать удобную и понятную на интуитивном уровне навигацию. Любой пользователь сайта должен сразу понимать, как попасть на нужную ему страницу или раздел.
3. После согласования прототипа в дело включается веб-дизайнер. Он должен сделать будущий веб-ресурс визуально привлекательным, современным, не раздражающим и удобным. Как правило, разработка макета — это промежуточный этап, который требует утверждения заказчика.
4. Если клиента всё устраивает, то к работе приступают веб-разработчики. Вёрстка (frontend) и программирование (backend) — это перевод всего, что нарисовал дизайнер на соответствующий язык, который понимают браузеры на разных устройствах — от смартфона до широкоформатных мониторов.
5. Для сайта нужно подготовить контент — описание услуг и товаров, полезные и информативные статьи, информацию о компании и контакты. Для начала нужно хотя бы несколько оригинальных страниц, которые проиндексируют поисковики. В дальнейшем сайт нужно будет регулярно обновлять, иначе он станет неинтересен и посетителям и поисковым системам.
Вы никогда не спрашивали себя, почему одни сайты показываются (ранжируются) на первой странице результатов поиска, а другие занимают настолько дальние места, что вы даже не в состоянии добраться до них?
Сайты, которые лучше всего соответствуют запросу и требованиям поисковых систем, получают больше благодарных посетителей за счёт высоких позиций в рейтинге.
Сайт вашей компании должен нравиться не только вам и клиентам, но и поисковым системам. Поэтому, после запуска и индексации поисковыми системами, проведите SEO-оптимизацию — комплекс работ, которые в той или иной степени повлияют на ранжирование сайта в результатах поисковой выдачи.
1. Работы с внутренними факторами — это настройка сервера, корректировка HTML-кода, техническая оптимизация для ускорения сайта, работа с метатегами, повышение релевантности целевых страниц, проектирование перелинковки и прочие работы.
2. Работы с поведенческими факторами — это улучшение юзабилити сайта, увеличение вовлечённости и глубины просмотра, сбор аналитики по поведению пользователей на веб-сайте, оптимизация представления контента на сайте и прочее.
3. Работы с коммерческими факторами — оформление посадочных и товарных страниц, улучшение форм на сайте, внедрение инструментов поддержки клиентов, правильное оформление контактных данных, информации о компании и т. п.
SEO-специалист может быть привлечён как на первом и втором этапах разработки, так и после запуска сайта.