Зачем бизнесу проводить аудит своего сайта

19/03/2024  seo
аудит корпоративного сайта

Присутствие компании в интернете стало критически важным для ведения успешного бизнеса. Корпоративный сайт выполняет роль не просто визитной карточки, но полноценного инструмента продаж, маркетинга и коммуникации с клиентами. Однако со временем любой сайт начинает терять свою эффективность и актуальность. Регулярный профессиональный аудит сайта позволяет выявлять проблемные области, снижающие его производительность, и разрабатывать пути их устранения.

Виды аудита сайта

  • Услуги SEO аудита — анализ оптимизации сайта под поисковые системы (метатеги, структура, ссылочная масса, техническая оптимизация и т. д.).
  • Технический аудит — проверка исходного кода, работоспособности, безопасности, скорости загрузки, кроссбраузерности и других технических аспектов сайта.
  • Аудит контента — оценка качества, актуальности, SEO-оптимизации, уникальности контента на сайте.
  • Аудит юзабилити — анализ удобства использования и логичности навигации сайта для посетителей.
  • Аудит UX/UI — изучение пользовательского опыта, визуального оформления, дизайна, адаптивности под разные устройства.
  • Аналитический аудит — проверка интеграции с системами веб-аналитики, анализ данных о посетителях, конверсиях и поведенческих факторах.
  • Аудит безопасности — выявление потенциальных уязвимостей и угроз безопасности данных.
  • Аудит коммерческих факторов — оценка эффективности продающих элементов сайта, воронки продаж, процессов взаимодействия с клиентами.
  • Конкурентный аудит — сравнительный анализ сайта компании с сайтами конкурентов.
  • Комплексный аудит — полный детальный анализ всех вышеперечисленных аспектов.

Вид и объём аудита определяются индивидуальными целями и задачами бизнеса для конкретного сайта.

Топ-10 причин провести аудит корпоративного сайта

Аудит корпоративного сайта важен по целому ряду причин, которые помогают повысить его коммерческую ценность и эффективность как инструмента развития бизнеса. Рассмотрим основные из них.

1. Оценка видимости сайта в поиске

Для большинства коммерческих веб-ресурсов органический поисковый трафик остаётся одним из главных источников притока целевой аудитории. Поэтому при аудите особое внимание уделяется SEO-факторам и текущим позициям сайта в результатах поиска по коммерчески значимым запросам.

Специалисты проводят сканирование для определения:

  • Общей видимости ресурса (оценки доли видимости сайта в поиске по отношению к конкурентам).
  • Количества и качества запросов, по которым сайт ранжируется в ТОП поисковой выдачи.
  • Потенциала продвижения по новым высокочастотным и коммерческим запросам ЦА.
  • Проблем индексации страниц поисковыми роботами, дублей, некачественных скандированных страниц и пр.

На основе полученных данных разрабатываются рекомендации по дальнейшей SEO-оптимизации с целью улучшения позиций сайта по наиболее важным поисковым запросам. Это позволяет существенно нарастить долю органического трафика на сайт и конверсию в целевые действия без затрат на платные каналы привлечения аудитории.

2. Обнаружение технических проблем

Одним из ключевых направлений аудита сайта является всесторонняя проверка его технического состояния и выявление любых недочётов, багов, ошибок, которые могут негативно сказываться на производительности, отказоустойчивости, безопасности и общей эффективности ресурса.

В ходе технического аудита эксперты анализируют:

  • Код и структуру сайта на соответствие стандартам W3C и кроссбраузерную совместимость.
  • Скорость загрузки страниц и факторы, её замедляющие (избыток кода, нерациональное использование ресурсов и т. д.).
  • Работу навигационных элементов, ссылок, форм обратной связи и других функциональных компонентов.
  • Ошибки отображения и исправность скриптов на стороне клиента и сервера.
  • Наличие нерелевантных страниц, битых ссылок, ошибок 404 и других технических проблем.
  • Оптимальную конфигурацию веб-серверов, протоколов передачи данных, параметров кэширования.

Особое внимание уделяется проверке технической оптимизации под поисковые системы — наличие дублированных страниц, ошибки индексации, настройки файла robots.txt, XML-карты сайта и других SEO-аспектов, влияющих на ранжирование в выдаче.

Исправление выявленных недочётов напрямую влияет на повышение скорости работы, стабильности и отказоустойчивости сайта, улучшает пользовательский опыт и видимость в поисковых системах.

3. Обеспечение безопасности

Аудит сайта помогает выявить потенциальные уязвимости и векторы атак, которые могут быть использованы злоумышленниками для несанкционированного доступа, взлома или кражи конфиденциальных данных.

Проверка осуществляется на разных уровнях — от анализа исходного кода на наличие багов и брешей до выявления слабых мест в протоколах передачи данных и системах аутентификации пользователей. Это критически важно как для обеспечения бесперебойной работы ресурса, так и для сохранения репутации бренда и защиты персональных данных клиентов в соответствии с требованиями законодательства.

4. Обновление контента

Ценность и актуальность контента для целевой аудитории — один из ключевых факторов эффективности сайта. В ходе аудита проводится глубокий анализ текущего контентного наполнения ресурса. Эксперты оценивают релевантность имеющегося контента поисковым запросам и интересам посетителей, его качество, уникальность, SEO-оптимизацию, соответствие бизнес-целям компании.

Также выявляются пробелы в контенте — нерелевантные или низкочастотные тематики, по которым отсутствуют материалы, невостребованные или устаревшие разделы, дублированный или некачественный контент, снижающий авторитетность ресурса. На основании этих данных разрабатывается стратегия совершенствования и обновления контента с учётом трендов целевого рынка, поведенческих факторов пользователей, требований поисковых систем.

5. Повышение конверсии

Одной из ключевых целей аудита сайта является выявление факторов, снижающих конверсию посетителей в покупателей, лиды или совершающих другие целевые действия. В ходе анализа эксперты определяют «узкие места» на пути пользователя к конверсии — технические ошибки, недочёты в юзабилити и UX-дизайне, контентные проблемы, неэффективные формы захвата, слабые или неправильно размещённые призывы к действию (CTA) и т. д.

На основании этих данных предлагаются конкретные меры по оптимизации всех элементов, влияющих на конверсию:

  • Доработка дизайна, навигации и визуальных акцентов для улучшения юзабилити и фокусирования внимания пользователя на целевых действиях.
  • Создание персонализированных лендинг-страниц под различные сегменты трафика для повышения релевантности контента.
  • A/B тестирование и оптимизация форм заказа, корзины покупок, способов оплаты и других конверсионных элементов.
  • Внедрение технологий сквозной аналитики для отслеживания путей клиентов и устранения «ловушек» конверсии.
  • Использование поведенческих триггеров, таких как exit-попапы и чат-боты для более эффективного взаимодействия с пользователями.

Грамотная реализация комплекса мер, рекомендованных по итогам аудита, зачастую позволяет компаниям добиться существенного, в разы, роста конверсии и отдачи от веб-ресурса при сохранении того же уровня трафика. Это обеспечивает более эффективную монетизацию присутствия бизнеса в интернете.

6. Улучшение пользовательского опыта

Аудит сайта позволяет всесторонне оценить пользовательский опыт (UX) на веб-ресурсе и выявить проблемные зоны, с которыми сталкиваются посетители при взаимодействии с ним. Специалисты изучают юзабилити интерфейса, логичность структуры и навигации, удобство взаимодействия на различных устройствах и платформах, релевантность и качество контента запросам пользователей, а также факторы, влияющие на конверсию и удовлетворённость аудитории.

На основе полученных данных разрабатываются рекомендации по оптимизации пользовательских факторов. В их числе могут быть улучшение информационной архитектуры сайта, создание адаптивного и отзывчивого дизайна для разных типов устройств, оптимизация визуальных элементов, переработка ключевых сценариев взаимодействия с сайтом и другие меры, напрямую влияющие на удобство использования ресурса.

Повышение качества UX имеет критическое значение, так как позволяет улучшить важнейшие показатели эффективности веб-ресурса — увеличить время, проводимое пользователями на сайте, снизить процент отказов и показатель отбытий, а также повысить конверсию в целевые действия. Обеспечение качественного и комфортного взаимодействия посетителей с сайтом даёт компании конкурентное преимущество на рынке.

7. Снижение затрат

Своевременное проведение аудита сайта позволяет выявить проблемы и «узкие места», которые прямо или косвенно влекут за собой финансовые потери для бизнеса. Выявление подобных проблем на ранних стадиях в ходе аудита и своевременное их решение позволяет предотвратить более серьёзные финансовые потери в будущем. Стоимость аудита и оптимизации окупается многократно за счёт экономии на устранении последствий.

Кроме того, рекомендации по итогам аудита нередко включают в себя пути сокращения издержек на поддержку и развитие сайта:

  • Оптимизация и ускорение процессов за счёт использования современных технологий.
  • Переход на более эффективные решения веб-аналитики, платформы, инструменты.
  • Унификация и систематизация различных процессов.

Таким образом, аудит сайта является инвестицией в будущее безопасное и эффективное развитие бизнеса в интернете.

8. Улучшение коммуникации с ЦА

Аудит сайта предоставляет компании ценную аналитическую информацию о целевой аудитории — её составе, потребностях, предпочтениях, путях взаимодействия с брендом и поведенческих факторов на сайте. Эти данные извлекаются из различных источников — систем веб-аналитики, тепловых карт, записей сессий, опросов посетителей и т. д. Полученные сведения позволяют выявить «болевые точки» в коммуникации с ЦА и элементы, которые негативно влияют на восприятие бренда, вызывают раздражение или непонимание у пользователей.

На основе рекомендаций по итогам аудита проводится оптимизация ресурса для формирования профессионального, клиентоориентированного образа компании. Доработка проблемных зон повышает лояльность существующей аудитории, а улучшение ценностного предложения и коммуникации бренда способствует более эффективному привлечению новых клиентов. Это позволяет компании укрепить свои рыночные позиции и существенно повысить отдачу от клиентского опыта.

9. Получение конкурентного преимущества

Устранение «узких мест», выявленных в ходе аудита, и реализация комплекса мер по модернизации ресурса даёт бизнесу мощный инструмент дифференциации от конкурентов и укрепления позиций на рынке. Кроме того, аналитическая информация, полученная в результате аудита, используется для корректировки общей стратегии развития компании. Глубокое понимание поведения целевой аудитории, её потребностей и предпочтений позволяет оперативно подстраиваться под изменения рынка и потребительского спроса, совершенствовать продуктовую линейку, открывать новые каналы продвижения и точки взаимодействия с клиентами.

10. Выявление новых точек роста и возможностей

Помимо оптимизации существующих бизнес-процессов, один из ключевых фокусов аудита — поиск новых векторов развития компании с использованием интернет-ресурса. В ходе углублённого анализа разносторонних данных эксперты зачастую выявляют нереализованный потенциал монетизации сайта и дополнительные возможности для расширения присутствия бренда онлайн.

В их числе могут быть:

  • Невостребованные товарные ниши/сегменты ЦА для выпуска новой продуктовой линейки или услуг.
  • Перспективные рынки, каналы продвижения и форматы контента (видео, подкасты, веб-сериалы) для привлечения новых клиентов.
  • Партнёрские программы, интеграции и коллаборации с другими брендами для взаимовыгодного обмена трафиком.
  • Запуск дополнительных монетизированных сервисов на базе существующей инфраструктуры сайта.

Рекомендации экспертов по освоению выявленных возможностей с учётом имеющихся компетенций, ресурсов и рыночных трендов позволяют бизнесу оперативно открывать новые источники дохода, опережая конкурентов.

Заключение

Регулярный профессиональный аудит корпоративного сайта является критически важным условием для поддержания его эффективности и соответствия быстроменяющимся требованиям рынка и целевой аудитории. Комплексная оценка всех аспектов веб-ресурса, от технической производительности и безопасности до юзабилити, контента и коммерческих факторов, позволяет выявить слабые места, снижающие его отдачу.

Своевременное исправление выявленных недочётов по рекомендациям аудита помогает обеспечить стабильную и бесперебойную работу сайта, высокий уровень пользовательского опыта, заметное повышение конверсии посетителей в покупатели и более эффективную коммуникацию с целевой аудиторией. Это прямо влияет на укрепление рыночных позиций компании и рост ключевых бизнес-показателей.

В условиях жёсткой конкуренции постоянное совершенствование веб-присутствия становится одним из определяющих факторов успеха для современного бизнеса. Регулярное проведение комплексного аудита с привлечением экспертов позволяет компаниям оставаться на шаг впереди конкурентов и адекватно реагировать на изменения потребительского спроса, обеспечивая долгосрочное устойчивое развитие.

Апсолямов Михаил
Автор — Михаил Апсолямов
Продвигаю бизнес в интернете: разработка стратегии, создание сайта, SEO, контент-маркетинг, SMM, обслуживание и техподдержка проектов. Опыт — 15 лет. Подробнее
наверх